Возрожденная история

Гостиница Ленинградская - архитектурная доминанта Комсомольской площади. Высота от уровня земли до верхнего кончика звезды составляет 136 метров, а фундамент здания опирается на сваи, которые доходят до плотного материкового грунта.
Смотрите видео об отеле
Архитекторы Леонид Михайлович Поляков и Александр Борисович Борецкий проектировали гостиницу Ленинградская в течение двух лет. На рассмотрение государственной комиссии авторы предложили два варианта. Предпочтение отдали проекту в стиле русского или нарышкинского барокко.

Портал главного входа в гостиницу напоминает архитектуру Петровского путевого дворца и ансамбля в Царицыно. Красно-золотая роспись покрывает внутренний крестовый свод портала и перекликается с росписью палат Московского Кремля.

Здание гостиницы завершается шпилем шатровой конструкции и композицией из звезды в обрамлении золотых колосьев. Композиция напоминает орденскую и похожа на воинские награды Великой Отечественной войны. В наружной отделке Ленинградской использовали керамическую плитку светлого и терракотового цветов. Спустя два года после завершения строительства создатели проекта Ленинградской подверглись критике и лишились Сталинской премии за «архитектурные излишества».

Среди архитекторов и художников проекта гостиницы отдельного упоминания заслуживает Мария Александровна Энгельке. Художница стала автором орнаментальных росписей сводов вестибюля, потолков над парадными лестницами и в малых холлах. Мария Александровна также выполнила шаблоны гипсовых лепных деталей в натуральную величину, включая настенные барельефы, рамы зеркал и обрамление живописных композиций на потолке ресторана. В 2006 году, когда в гостинице Ленинградская проходили работы по реставрации общественных помещений, художница выступала консультантом и помогала восстанавливать утраченную информацию.
Роскошью убранства парадных помещений Ленинградская превосходила большинство гостиниц Москвы. Турникетная дверь - техническое нововведение тех лет, открывала путь в первый вестибюль – квадратное помещение под сводами тёмно-синего цвета с золотым растительным узором и световым плафоном в центре.
Орнамент кованых ворот, которые открывают путь во второй парадный вестибюль гостиницы, напоминает ворота Верхоспасского собора Московского Кремля и полностью повторяет узор ворот станции метро Арбатская. Бронзовый порошок на лаке покрывает потолок центрального вестибюля, что создаёт впечатление золота. Звезды в обрамлении колосьев венчают четыре люстры в виде церковных паникадил. Бронзовые фигуры леопардов со щитами охраняют боковые лестницы между колоннами тёмно-серого искусственного мрамора. Архитектор Леонид Поляков обнаружил скульптуры в музейных запасниках. По одной из версий, это был подарок английского двора русскому царю.

К лифтовому холлу ведёт портал, стены которого облицованы камнем тёмно-красного цвета. Шокшинский кварцит, иногда камень еще называют русский или карельский порфир, добывался в Карелии. Русский царь Николай I подарил двухсоттонную глыбу карельского порфира французскому правительству, чтобы изготовить саркофаг для могилы Наполеона Бонапарта.
Витражи украшают окна центрального вестибюля отеля. Орнаментальные композиции из цветных стекол изготовили в 40-е годы в Риге и сохранили в первозданном виде. Парадные лестницы из белого мрамора украшают два больших круглых барельефа с изображением великих русских полководцев Дмитрия Донского и Александра Невского. Люстра длиной 15,5 м украшает 6 лестничных пролетов и занимает место с правой стороны вестибюля. После открытия Ленинградской люстра вошла в Книгу рекордов Гиннесса, как самая длинная бронзовая многоярусная люстра-гирлянда в мире.

Ресторан «Джанус» расположен в центральном вестибюле отеля. Благодаря бережной реставрации в 2007 году его интерьер сохранил оригинальные элементы декора: колонны из искусственного прессованного мрамора, многоярусные люстры из бронзы, лепные рамы вентиляционных решеток и потолок в готическом стиле – имитация натурального дуба. В 90-ые годы на месте ресторана работала первое в стране казино «Москва».

Бальный зал площадью 300 кв.м. поражает торжественным и пышным убранством. Мраморные колонны, зеркала в лепных рамах, бронзовые люстры и анфилада ваз – всё это подчеркивает величие и монументальность архитектуры сталинского ампира. Потолок в зале украшают живописные панно в обрамлении лепнины. На центральном панно - изображение Московского Государственного Университета. В советское время на месте бального зала располагался ресторан Ленинград на 150 посадочных мест с отдельным входом с улицы, вестибюлем и гардеробом.